Как подсчитал “Ъ”, в 2021 году общее количество проездов по всем платным участкам и дорогам в России превысило 400 млн. Наибольшее число — 213 млн — пришлось на магистрали «Автодора», где число пользователей увечилось на 53%. Это произошло во многом благодаря вводу в эксплуатацию последнего участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Основной причиной роста популярности платных трасс эксперты называют развитие автотуризма на фоне проблем с выездом за границу.
Владельцы и операторы платных дорог предоставили “Ъ” данные о работе автомагистралей в 2021 году и динамике показателей по сравнению с 2020 годом. На участках госкомпании «Автодор» в 2021 году было зафиксировано 213 млн (+53% к 2020 году) проездов автомобилей. Под «проездом» понимается каждое пересечение пункта взимания платы или рамки free flow.
Здесь самым востребованным участком стал подмосковный (21–93-й километр), где в августе через пункт взимания платы на 71-м километре проезжало до 82,7 тыс. автомобилей в сутки — вдвое больше, чем обычно. По платным участкам М-3 «Украина» совершено 11,7 млн проездов (+13%), на М-11 «Нева» от Солнечногорска до Санкт-Петербурга — 19,5 млн (+12%).
«Автодор» объясняет такую динамику восстановлением трафика в сравнении с 2020 годом, когда движение по дорогам было малоинтенсивным из-за локдауна. При этом 56 млн проездов пришлось на ЦКАД, южный участок которой в июле прошлого года был открыт для движения, что означало формальное завершение строительства дороги (на самом деле проект не завершен — не хватает ряда развязок). Напомним, что летом 2021 года на всех платных дорогах «Автодора» (за исключением ЦКАД) были отменены скидки по транспондерам, что привело к фактическому удорожанию проезда. Несмотря на это, поездок за исследуемый период все равно стало больше.
На Северном обходе Одинцово (оператор — АО «Новое качество дорог») и Западном скоростном диаметре (ЗСД, концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») также считают проезды или трансакции. На обходе Одинцово их зафиксировано более 23 млн, что на 26,4% больше, чем в 2020 году, и на 11,3% больше, чем в 2019 году. На ЗСД зафиксировано 105 млн трансакций, что на 17% превышает показатель 2020 года и на 10% — 2019 года.
Северо-западная концессионная компания (СЗКК), оператор участка М-11 Москва—Солнечногорск, предоставила “Ъ” данные лишь о количестве автомобилей, проехавших по дороге: 20 млн, или на 35% больше, чем в 2020 году. По оценкам “Ъ”, речь идет примерно о 68–70 млн проездов. В июле 2021 года, рассказали в СЗКК, зафиксирован абсолютный рекорд суточного потока на дороге — 97 тыс. автомобилей. Такого трафика здесь не было даже в середине 2015 года, когда трасса эксплуатировалась в бесплатном режиме. Пресс-служба СЗКК объясняет рекорд снятием пандемийных ограничений и постепенным восстановлением авиаперелетов в Шереметьево. Отметим, за год количество пассажиров в Шереметьево выросло на 56,4%, следует из официальных данных аэропорта, при этом число клиентов оператора парковочного пространства аэропорта ООО «Шереметьево паркинг» увеличилось на 42%. Напомним, что СЗКК регулярно пересматривает тарифы; сейчас проезд от МКАД до Солнечногорска стоит 1 тыс. руб. для легковой машины при оплате наличными или картой.
С ростом трафика на платных дорогах ежегодно увеличивается и число пользователей, оплачивающих проезд бесконтактным транспондером.
Лидером в этой части является ЗСД, где 92% трансакций в 2021 году проведено с помощью бортовых устройств. На участке М-11 Солнечногорск—Петербург эта доля составила 68%, на обходе Одинцово — 65%, на М-4 — 61,6%, на ЦКАД — 60%, на участке СЗКК — 57%, на М-3 — 43,2%.
Владельцы и операторы платных дорог предоставили “Ъ” данные о работе автомагистралей в 2021 году и динамике показателей по сравнению с 2020 годом. На участках госкомпании «Автодор» в 2021 году было зафиксировано 213 млн (+53% к 2020 году) проездов автомобилей. Под «проездом» понимается каждое пересечение пункта взимания платы или рамки free flow.
Здесь самым востребованным участком стал подмосковный (21–93-й километр), где в августе через пункт взимания платы на 71-м километре проезжало до 82,7 тыс. автомобилей в сутки — вдвое больше, чем обычно. По платным участкам М-3 «Украина» совершено 11,7 млн проездов (+13%), на М-11 «Нева» от Солнечногорска до Санкт-Петербурга — 19,5 млн (+12%).
«Автодор» объясняет такую динамику восстановлением трафика в сравнении с 2020 годом, когда движение по дорогам было малоинтенсивным из-за локдауна. При этом 56 млн проездов пришлось на ЦКАД, южный участок которой в июле прошлого года был открыт для движения, что означало формальное завершение строительства дороги (на самом деле проект не завершен — не хватает ряда развязок). Напомним, что летом 2021 года на всех платных дорогах «Автодора» (за исключением ЦКАД) были отменены скидки по транспондерам, что привело к фактическому удорожанию проезда. Несмотря на это, поездок за исследуемый период все равно стало больше.
На Северном обходе Одинцово (оператор — АО «Новое качество дорог») и Западном скоростном диаметре (ЗСД, концессионер — компания «Магистраль Северной столицы») также считают проезды или трансакции. На обходе Одинцово их зафиксировано более 23 млн, что на 26,4% больше, чем в 2020 году, и на 11,3% больше, чем в 2019 году. На ЗСД зафиксировано 105 млн трансакций, что на 17% превышает показатель 2020 года и на 10% — 2019 года.
Северо-западная концессионная компания (СЗКК), оператор участка М-11 Москва—Солнечногорск, предоставила “Ъ” данные лишь о количестве автомобилей, проехавших по дороге: 20 млн, или на 35% больше, чем в 2020 году. По оценкам “Ъ”, речь идет примерно о 68–70 млн проездов. В июле 2021 года, рассказали в СЗКК, зафиксирован абсолютный рекорд суточного потока на дороге — 97 тыс. автомобилей. Такого трафика здесь не было даже в середине 2015 года, когда трасса эксплуатировалась в бесплатном режиме. Пресс-служба СЗКК объясняет рекорд снятием пандемийных ограничений и постепенным восстановлением авиаперелетов в Шереметьево. Отметим, за год количество пассажиров в Шереметьево выросло на 56,4%, следует из официальных данных аэропорта, при этом число клиентов оператора парковочного пространства аэропорта ООО «Шереметьево паркинг» увеличилось на 42%. Напомним, что СЗКК регулярно пересматривает тарифы; сейчас проезд от МКАД до Солнечногорска стоит 1 тыс. руб. для легковой машины при оплате наличными или картой.
С ростом трафика на платных дорогах ежегодно увеличивается и число пользователей, оплачивающих проезд бесконтактным транспондером.
Лидером в этой части является ЗСД, где 92% трансакций в 2021 году проведено с помощью бортовых устройств. На участке М-11 Солнечногорск—Петербург эта доля составила 68%, на обходе Одинцово — 65%, на М-4 — 61,6%, на ЦКАД — 60%, на участке СЗКК — 57%, на М-3 — 43,2%.