Главным поводом для визита делегации австрийской компании Kapsch TrafficCom AG – разработчиков инновационных решений в части сбора платы на скоростных автодорогах – в Москву стал вопрос организации производства транспондеров T-pass в России, а также совместного участия Государственной компании «Автодор» и Kapsch TrafficCom AG в деловых международных мероприятиях. Диалог сложился насыщенный и продуктивный: сессии переговоров длились четыре дня – с 21 по 24 сентября.
Объемы производства транспондеров T-pass в России стали повесткой и рабочей встречи представителей австрийской компании Kapsch TrafficCom AG и «Автодор-Платные Дороги». ООО «Автодор-Платные Дороги» является частью группы компаний «Автодор» и эмитентом транспондеров T-pass – самого известного устройства для оплаты проезда на платных автомобильных дорогах России*. На сегодняшний день количество реализованных устройств превысило отметку в 2 миллиона.
Напомним, что Меморандум об организации производства транспондеров в нашей стране был подписан генеральным директором «Автодор-Платные Дороги» Дмитрием Дунаевым и главным операционным директором Исполнительного совета Kapsch TrafficCom AG Андрэ Лауксом еще в ноябре 2020 года в рамках выставки «Транспортная неделя» в Москве. С открытием А-113 ЦКАД и строительством М-12 «Москва – Казань - Екатеринбург» спрос на транспондеры T-pass, как наиболее удобное и выгодное средство оплаты проезда, возрос многократно, и планы по организации переноса перешли в активную стадию планирования.
Только в 2020 году доля оплат проезда с помощью транспондера на платных автомобильных дорогах без учета ЦКАД составила 58,02% от всех оплат, что превысило показатель 2019 года на 8,38%, а 2018 года – на 14,57%. Данные по долям оплаты разнятся от трассы к трассе, при этом демонстрируя стойкий рост доли оплат по транспондерам. Так, к примеру, на М-11 «Нева» транспондером в 2019 году оплачивали 57,82%, а в 2020 году уже 67,19% проезжающих, в то время как на М-4 «Дон» этот показатель составил 51,58% и 58,56% соответственно.
Для наглядной оценки и механизма работы транспондеров с различными типами систем взимания платы в России представители Kapsch TrafficCom AG побывали как на Пунктах взимания платы трассы М-11 «Нева», где действует закрытая система со шлагбаумами, так и на А-113 ЦКАД, где установлена безбарьерная система «Свободный поток».
Учитывая показатели выбора способа оплаты и растущую динамику спроса на транспондеры T-pass, а также перспективы строительства новой сети платных скоростных дорог, общий километраж которой сейчас уже 1818 км, стороны пришли к выводу, что ежегодно на территории России должно производиться до 1 миллиона транспондеров. Такого объема должно хватить для удовлетворения растущего спроса и удешевления общей стоимости производства устройств за счет сокращения логистических издержек. Старт совместного производства на территории России в ходе встречи был запланирован на максимально короткие сроки – начало 2022 года.
*По данным исследований общественного мнения, проведенного проектом «Автомобиль года в России» в 2020–2021 гг.