IX Форум дорожных инициатив прошел с 31 мая по 2 июня 2023 г. в Сочи. Его участниками стали более 500 человек – представители власти и бизнеса. Площадка Форума позволила обсудить ключевые вопросы дорожного строительства, обменяться опытом, зафиксировать рекорды и определить задачи на будущее.
Внимание спикеров было уделено строительству новых дорог, развитию придорожного сервиса, обновлению парка строительной техники, применению уникальных технологических разработок на объектах, возрождению ценности профессии дорожного строителя. Расскажем про ключевые темы Форума.
Строительство дорог. Этот год станет рекордным для Госкомпании «Автодор» по количеству открываемых дорог – более 800 км трасс I технической категории. Речь идет о двух обходах: обхода Аксая и Дальнего западного обхода Краснодара нна М-4 «Дон» и автодороге М-12 «Восток», по которой к концу года запустят движение от Москвы до Казани. В 2023 году начнется проектирование трассы Джубга - Сочи. Строительные работы планируется начать с наиболее загруженного участка – обхода Адлера. Его протяженность составит почти 8 километров. Дорога позволит не только быстрее добираться из центра Сочи до аэропорта Адлера, но и существенно разгрузит активно развивающиеся районы.
Новые технологии. На дорогах «Автодора» все чаще применяются уникальные решения, предложенные инженерами и строителями. Например, при возведении моста через Оку на четвертом этапе трассы М-12 «Восток» впервые в практике отечественного мостостроения была применена технология скользящей опалубки. Это позволило сократить сроки строительства с 10 до 5,5 месяцев. Кроме того, вантовая система нового моста под Муромом больше чем на половину состоит из отечественных компонентов. Успешное импортозамещение позволит развивать российские технологии вантового мостостроения на следующих дорожных объектах.
Придорожный сервис. При строительстве новой дороги применяется комплексный подход с целью учесть все потребности автолюбителя и туриста: устойчивая мобильная связь, возможность заправиться, отдохнуть и перекусить. Строящиеся на автодороге М-12 Многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ) призваны объединить на одной площадке всех, кто предоставляет услуги придорожного сервиса. Также эксперты обсудили возможность создания на базе МФЗ транспортно-пересадочного узла. В целом новый формат МФЗ будет представлять из себя «живой организм» с возможностью роста в зависимости от потребностей водителей и инвестиционного спроса. МФЗ станут точками притяжения, где можно будет ознакомиться с туристическим потенциалом региона и попробовать национальные продукты.
Дорожно-строительная техника. Строительство дорог невозможно без техники. На фоне санкций китайские компании резко увеличили поставки своей продукции в Россию. Тем не менее отечественные компании не стоят в стороне. Сейчас Минпромторг совместно с Минтрансом разрабатывают программу по достижению российскими производителями 50-процентной доли поставок на рынке к 2030 году. В ближайшие три года на рынке потребуется обновить до 30 000 единиц дорожно-строительной техники. Для сравнения только сейчас около 6500 единиц задействованы на самом масштабном дорожном строительстве – на трассе М-12.
Интеллектуальные транспортные системы. Современную дорогу нельзя рассматривать без интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Они повышают безопасность, увеличивают эффективность транспортных потоков и улучшают экологию. Сегодня ИТС - это комплекс инновационных цифровых технологий, включающий большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, машинное зрение, технологии беспроводной связи, беспилотные технологии.
Отраслевая выставка. В ней приняли участие 19 ведущих дорожного-отраслевых компаний, а также производители китайской техники. Компания ООО «Автодор-Инжиниринг» презентовала лабораторию для цифрового проектирования дорог и беспилотный летательный аппарат (конвертоплан) для контроля качества и выполнения инженерно-геодезических изысканий и мониторинга объектов. Компания «Автодор – Платные Дороги» совместно с «ЭРА-Глонасс» рассказали о разработке нового программного обеспечения «Аварком-Информатор», которое позволит обеспечить оперативной информацией аварийных комиссаров и операторов автоматизированных систем управления дорожным движением. Кроме того, российские производители показали инновационные технологии строительства телекоммуникационной инфраструктуры, сооружения связи ПАЙМ, которые позволяют ускорить монтаж кабельных систем при строительстве дорог. Также были показаны инновационные материалы – фосфогипс и новые полимерные виды бетонов.
Подготовка кадров. Госкомпания «Автодор» совместно с общественным движением детей и молодежи «Большая перемена» объявила о старте пилотного образовательного проекта для школьников. Главная задача пилота – возрождение ценности профессии дорожного строителя. Опрос подрастающего поколения, инициированный Госкомпанией «Автодор» специально к Форуму, показал, что школьники не знают, чем занимаются дорожные строители. Подростки увидят как строится один из крупнейших инфраструктурных проектов современности - трасса М-12 «Восток», узнают о возможностях «умной дороги» на ЦКАД, изучат современный технологии проектирования, примут участие в мастер-классах, деловых играх и интеллектуальных квестах.
Посмотреть запись трансляции дискуссий Форума можно на сайте ircforum.ru. Там же размещены актуальные презентации всех спикеров.