Помочь обеспечить транспортную связность страны призван национальный проект, который направлен на строительство новой и обновление текущей инфраструктуры для перевозки грузов и мобильности населения
«Инфраструктура должна ориентироваться на требования завтрашнего дня, открывать пространство возможностей для деловой инициативы. И практика показывает: как только появляются новые коридоры, обязательно появляются и грузы, которые по ним пойдут. Это так, знаете, всегда: дорога появляется – вокруг нее жизнь начинается, нет дороги – и нет ничего», – отметил президент России Владимир Путин в ходе совещания по вопросам развития отдельных направлений транспортного комплекса Российской Федерации.
Развитие транспортной сети страны осуществляется в том числе благодаря национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Транспортная часть нацпроекта включает в себя девять федеральных проектов и предусматривает реализацию мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов железнодорожной, автодорожной, аэродромной и морской инфраструктуры, по развитию Северного морского пути. Реализация нацпроекта позволит повысить уровень экономической связанности территории России и обеспечит развитие транспортных коридоров для перевозки грузов.
Увеличить грузовые потоки, а также улучшить транспортную доступность и качество жизни населения должно строительство новых транспортных магистралей. Об этом в ходе послания к Федеральному собранию в 2021 г. сообщил Владимир Путин. «Опорная инфраструктура должна тянуть за собой развитие всех территорий, через которые она проходит, чтобы от нее шла современная региональная сеть. Федеральные и региональные магистрали должны действовать как единая система», – подчеркнул российский лидер.
Один из таких масштабных проектов – строительство скоростной автомагистрали М-12 Москва – Казань. Автомобильная дорога строится по нацпроекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и является частью трансконтинентального автомобильного маршрута, соединяющего запад и восток нашей страны.
Скоростная дорога М-12 Москва – Казань свяжет российскую столицу с Казанью и объединит пять регионов: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Республику Чувашию и Республику Татарстан. Строительство трассы началось в 2021 г. Спроектированная первоначально от Москвы до Казани дорога протяженностью 811 км должна улучшить связь между Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской агломерациями. Позже Владимир Путин предложил протянуть трассу и до Екатеринбурга, а в этом году глава государства поручил проложить магистраль до Тюмени и Челябинска.
В сентябре российский лидер дал старт автомобильному движению по первому пусковому комплексу нулевого этапа федеральной трассы М-12 Москва – Казань в Московской области (протяженность 23 км). Осенью автомобилисты уже смогли проехать от Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) до пересечения с федеральной дорогой А-108 «Московское большое кольцо» в районе города Орехово-Зуева по трем полосам движения, минуя перегруженную федеральную дорогу М-7 «Волга». За год на этом участке в Московской области было возведено 11 искусственных сооружений (это мосты, эстакады и др.), в том числе мосты через Клязьму и Вырку, а также две транспортные развязки – с ЦКАД и А-108.
Помимо этого, в октябре было запущено движение по первому участку трассы М-12 во Владимирской области. Открытый участок М-12 дублирует Южный обход города Владимира по М-7 «Волга». Трасса М-7 – двухполосная, что заметно сдерживало автомобильный поток и приводило к заторам. Новая четырехполосная скоростная трасса М-12 не только позволит значительно повысить безопасность дорожного движения, разгрузить транспортный поток, но и даст возможность начать ремонт существующего Южного обхода. Длина открытого участка М-12 составляет более 26 км.
13 декабря открыт еще один участок трассы во Владимирской области протяжённостью 58 километров, обеспечивающий объезд населённых пунктов Петушки, Костерёво, Лакинск, Пекша, Ворша и Колокша.
Итого в этом году движение открыли более чем на 106 км трассы. «Несмотря ни на что, строительство трассы М-12 ведется с опережением сроков. Это очень важно – транспортная инфраструктура имеет большое значение для развития регионов и для создания новых точек роста в регионах», – подчеркнул вице-премьер России Марат Хуснуллин в ходе своего выступления в Совете Федерации.
Ожидается, что движение по всем 811 км автомобильной дороги М-12 запустят уже в конце 2023 г. После открытия трассы водители смогут добраться из столицы в Казань за 6,5 ч против 12 ч сейчас. «Это принципиально новый уровень мобильности, учитывая, что в зоне тяготения маршрута «Европа – Западный Китай» проживает более 60 млн человек», – подчеркнул министр транспорта РФ Виталий Савельев.
Магистраль гарантирует ускоренное развитие четырех из восьми крупнейших агломераций, где проживает 40% жителей страны. При этом строительство и последующая эксплуатация трассы создаст десятки тысяч новых рабочих мест. Между тем реализация проектов крупных автомагистралей имеет положительное воздействие на экономику уже на этапе строительства, поскольку при возведении дорожных объектов используются российские строительные материалы и технологии и привлекаются высококвалифицированные специалисты.
Более того, запуск М-12 даст прямой эффект для населения в виде существенной экономии времени в пути и повышения качества поездки, считает первый вице-президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Максим Фадеев. «Разрешенная скорость движения в 110 км/ч позволит сократить время в пути от Москвы до Казани на 5 ч, а Владимир окажется в зоне двухчасовой доступности от столицы, что крайне важно для интенсификации деловых связей. Существующая трасса М-7 «Волга» проходит через большое количество населенных пунктов, где скорость ограничена 60 км/ч и часто возникают автомобильные заторы», – отметил собеседник «Ведомостей».
Как полагают эксперты, развитие альтернативных транспортных коридоров особенно актуально в современных условиях. Экономические ограничения нарушили привычные логистические цепочки на европейском направлении и потребовали переориентации торговых потоков на восточные рынки. В этих условиях одной из ключевых стратегических задач является обеспечение связности всей территории и повышение пропускной способности транспортной инфраструктуры, уверены в правительстве.