Почти одновременно, в начале сентября, собираются запустить новую скоростную трассу М-12 (участок от столицы до Арзамаса) и скоростной дублер Кутузовского проспекта в Москве. Обе дороги будут платными, что в очередной раз породило волну разговоров о подобном статусе трасс и их цене.
Возьмем в пример М-4 "Дон" — именно ее 20-километровый участок стал первой функционирующей платной дорогой в нашей стране (1999 год, обход села Хлевное в Липецкой области). Тогда проезд по трассе для легковой машины стоил 5 рублей, сейчас дорога М-4 "Дон" насчитывает 1 042 км платных участков, а проезд по ним обойдется для легкового автомобиля в 3 180 — 3 990 рублей (летом, в высокий сезон, в зависимости от дня недели). Дорого? Конечно!
Только надо разобраться, за что мы платим и готовы ли платить.
Что говорит статистика и за что платим
Опрос, проведенный Национальным автомобильным союзом совместно с маркетинговым агентством FDF Group весной текущего года, показал, что 58% автовладельцев не поддерживают ввод платных трасс, и только 37% участников положительно оценивают их наличие. Я уверен, это нормально. Кому понравится платить за проезд по дорогам на личном авто? Так же как я ни разу в жизни не видел человека, который бы с радостью платил налоги или квартплату. Главное в любых опросах — правильно поставить вопрос.
Мне куда более верным кажется исследование, которое провело "Открытие Авто" (блок автобизнеса банка "Открытие") в конце прошлого года. Согласно его данным, 53% российских автовладельцев пользуются платными трассами с разной степенью интенсивности. 32% российских автовладельцев ездят по платным дорогам несколько раз в год, 5% — раз в месяц, 10% — несколько раз в месяц, 4% — несколько раз в неделю и 2% — ежедневно. Чаще других (ожидаемо) используют скоростные трассы молодые автолюбители в возрасте 18–25 лет (70% опрошенных) и мужчины (55% опрошенных), наиболее редко — водители старше 55 лет (45%). И это тоже нормально, ведь основное предназначение скоростных (читай: платных) дорог — для коммерческого транспорта и отпускников.
Среди основных преимуществ платных трасс (можно было давать более одного варианта ответа) респонденты чаще всего называли высокое качество таких дорог (46%), более высокую скорость передвижения (39%), малое количество транспорта (34%), отсутствие светофоров (33%), лучшую пропускную способность (28%) и продуманную организацию движения (18%).
Так что, похоже, все же есть за что заплатить. Конечно, хотелось бы, чтобы государство покрыло всю страну сетью современных бесплатных скоростных дорог, но приходится искать иные подходы (к тому же они доказали свою эффективность во многих странах мира). Средства на строительство выделяют инвесторы (или государство на возвратной основе, или на принципах государственно-частного партнерства). Деньги, которые собирают за проезд по платным отрезкам, расходуются на их же содержание, на содержание альтернативных бесплатных участков и, естественно, на возврат кредитов. Так, например, строительство трассы М-12 идет за счет средств Фонда национальной безопасности, но эти деньги надо будет вернуть, строго по графику (причем с учетом инфляции).
Подробнее: ТАСС