Последний участок Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) был торжественно открыт 8 июля 2021 года. Кольцо столицы замкнулось, и главный транспортный проект Московского региона по праву можно назвать важнейшим этапом для дальнейшего масштабного развития дорожно-транспортной системы России и одной из самых современных трасс в Европе.
ЦКАД проходит в 50 км от МКАД, протяженность более 336 км, из которых на платной основе эксплуатируются 260 км. Основное назначение – разгрузка федеральных дорог и МКАД путем перераспределения транзитного потока автотранспорта в обход Москвы. Подтверждение успешности выполнения данной непростой задачи – еженедельный рост среднесуточной интенсивности трафика, с начала октября 2021 года по ЦКАД ежедневно проезжает уже 18-19 тысяч автомобилей. Для сравнения, в ноябре прошлого года, когда открылось движение по третьему пусковому комплексу от М-11 «Нева» до М-7 «Волга», интенсивность движения была чуть более 2 тысяч автомобилей в сутки. После открытия ЦКАД-4 на этом участке она превысила 5 тысяч, а после запуска ЦКАД-1 минувшим летом составила почти 16 тысяч автомобилей в сутки.
На трассе нет привычных шлагбаумов – установлена инновационная система «Свободный поток», которая подразумевает безбарьерный проезд автомобиля через специальную рамку , с возможностью автоматической бесконтактной оплаты по транспондеру T-pass или регистрации проезда по госномеру автомобиля и последующей оплаты проезда. Это позволяет машинам двигаться в режиме безостановочного потока и избавляет от пробок на загруженных участках.
На протяжении всего пути по платной дороге автомобилист может поддерживать единый стиль вождения и высокую разрешенную скорость, которая на платных участках достигает 110 км/ч. На всех участках обеспечено высокое качество дорожного полотна, а на платных еще и отсутствуют одноуровневые пересечения с другими трассами, встречные потоки разделены. За безопасностью на трассе следят в Центральном пункте управления. С помощью интеллектуальной транспортной системы анализируется вся информация о ситуации на участках, при необходимости снижается скорость, а при обнаружении инцидентов направляются уведомления о вызове аварийных комиссаров, которые в течение 10–12 минут выезжают на место и оказывают бесплатную помощь.
С момента запуска Центральной кольцевой автомобильной дороги наблюдается повышенный интерес к трассе и со стороны бизнеса, это демонстрируют уникальные, особенно в период пандемии, показатели роста для компаний, работающих в складском девелопменте, занимающихся доставкой и электронной коммерцией. Ведущие эксперты рынка коммерческой недвижимости и логистики прогнозируют рост объемов строительства новых площадей, уже сейчас вокруг ЦКАД строятся 19 индустриальных парков и логистических комплексов. А владельцы транспортных компаний отмечают, что благодаря ЦКАД существенно удалось сократить сроки доставки, что позволяет снижать амортизационные и топливные расходы.
Строительство ЦКАД позволило не только значительно уменьшить загрузку МКАД, появился удобный доступ ко всем направлениям в Московской области и, конечно, доступ к регионам. По статистике, каждый второй пользователь ЦКАД – житель московской агломерации, остальные 50% от всех проездов по федеральной трассе – это жители Тульской, Смоленской областей и Санкт-Петербурга. Самым популярным маршрутом на кольцевой является перегон М-4 «Дон» – М-2 «Крым», М-4 «Дон» – М-5 «Урал» на втором месте, а третий по популярности маршрут – М-4 «Дон» – пятый пусковой комплекс ЦКАД. Кроме этого, продолжается проектирование дорог и развязок, ведутся работы по формированию нового транспортного каркаса. После завершения работ по строительству хорд и рокад, которые еще больше разгрузят Москву, а также открытия трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, можно будет без светофоров преодолеть 810 км до Казани за 6,5 ч, а в перспективе продлить скоростную трассу до Екатеринбурга. Это существенно изменит логистику Центральной части России, и ЦКАД станет главным распределительным центром движения грузов.